http://caucatalog.narod.ru/base/cau_1085_ot.jpg
http://content.foto.mail.ru/mail/ex1999/760/i-1125.jpg

C простого гребня 1 категории трудности перенесемся на отвесы 6 категории. Маршрут на 2-я Западную вершину Тютю-баши (4420 м) по Северной стене из ущелья Тютю-су был  пройден под руководством Михаила Хергиани почти 50 лет назад, в 1956 г., ставший «золотым» в техническом классе. И 1300-метровый подъем со средней крутизной в 65 градусов до сих пор остается мерилом альпинистского мастерства.

18 июля двойка питерских альпинистов-перворазрядников - Виктор Ершов и Александр Шиляев (1984 г\р) - самовыпустилась на этот маршрут и зарегистрировалась в ПСО «Шхельда». Руководителем значился Ершов. Виктор начал заниматься альпинизмом в 2004 г. (3 р-д - 2004 г., 2 р-д - 2005 г., 1 р-д - в 2007 г. С 2004 г. по 2008 г. совершил восхождений: 1Б - 3, 2А - 10, 2Б - 5, 3А - 4, 3Б - 3, 4А - 3, 4Б - 1, 5А (в двойке) - 3, 5Б (в двойке) - 3. В 2008 г. получил жетон "Спасение в горах". Имеет 1 р. по скалолазанию. Помимо этого три сезона отработал сначала помощником гида, потом гидом на Эльбрусе.

Интересная деталь: Виктор – сын известных гидов Андрея и Марины Ершовых, ни в какой альпсекции не состоял, всячески дистанцировал себя от федераций, в альпинизме в основном рос под присмотром родителей, они же и способствовали его квалификационному росту. Саша, наоборот, являлся членом альпклуба «Горняк» и питерской федерации альпинизма. Эти формальности совсем не мешали ребятам общаться и периодически ходить в одной связке. С 2004 г. они совершили много совместных восхождений, в том числе прошли шесть маршрутов 5 категории трудности.

20 июля в 8:00 группа вышла под маршрут и наблюдала за ним с бивуака под стеной.

21 июля в 4 часа двойка вышла на восхождение и в 7:00 была у первого контрольного тура, В 18:30 дошла до 2-го тура и заночевала на удобной полке.

22 июля в 7:00 группа продолжила восхождение. Было много снега, льда и живых камней в нем. Около 15 часов двойка достигла 3-го (последнего на стене) тура. Рядом была удобная полка для ночевки. Группа решила двигаться дальше, имея почти 7-ми часовой запас светлого времени.

В 18-30 группу накрыл туман, и началась гроза. Двойка остановилась и переждала непогоду. В 20 часов связка была у последнего скального бастиона, до вершины оставалось примерно 100 м. В 20:30 чуть развиднелось, и ребята продолжили маршрут. Лидировал Ершов.
Пройдя 80 м по разрушенным заснеженным скалам, он подошел под крутой ледово-снежный гребень, выводящий на основной гребень Тютю. Здесь Виктор принял Сашу.

В 21-00 стало темнеть и к 22-00 стало совершенно темно. Группа решила продолжать движение при свете налобных фонарей. Ершов двинулся далее, чтобы пройти 20-25 м до ледово-снежного купола вершины Тютю-баши 2-я Западная.

Для прохождения этого участка Виктор, как он рассказал на разборе НС, использовал в качестве точек промежуточной страховки 2 скальных крюка, 2 закладки, 2 ледобура и камалот. По другой версии, изложенной в ПСО «Шхельда» сразу после трагедии  – 1 скальный крюк и 1 « камалот», а между ними 2 ледобура.
В 23:30 он вылез на заснеженный «купол» в средней части гребня, ведущего к вершине. Наверху скал не было. Ершов вытоптал площадку, воткнул в снег ледовый молоток, нагрузил его собственным весом (встал на него) и сообщил вниз напарнику, что перила готовы, предупредив что станция «не очень хорошая». Связь была по рациям.
Шиляев ответил, что все понял, и начал движение. По оценке Ершова он прошел примерно 7 метров, что заняло около 15 минут.

Тут у Ершова возникли проблемы - боль в животе. Он сообщил напарнику, что ему надо на несколько минут в туалет, и что тому нужно остановиться.. Шиляев ответил, что понял, и попросил, чтобы Виктор поторопился. Ершов отщелкнулся от веревки, освободился от беседки, отошел и через минуту увидел, что ледовый молоток вылетает из снега и с веревкой летит вниз.

По версии в ПСО Виктор написал, что его «скрутила резкая боль в животе, которая начала мучить около часа назад (хронический гастрит, о котором знал напарник)».
«Мне пришлось снять страховочную систему, рюкзак, сесть на него, расслабить живот, предварительно крикнув Саше, чтоб закрепился, ждал и не лез, пока боль не утихнет и я буду готов к страховке… От Саши донесся крик «Понял», но почему-то веревка напряглась и ледовый молоток мгновенно вылетел из снега… Ничего сделать я не успел, все произошло в считанные мгновения. Это произошло примерно в 24:00 22 июля»

Ершов попытался установить связь, как по рации, так и голосом, но безрезультатно.
Тогда он по вырубленным ступеням спустился метров на 10 вниз, нашел скалку во льду, организовал на 2 скальных крючьях и стоппере станцию и, достав из рюкзака  30-метровую вспомогательную веревку (7,5-мм), спустился, сдвоив ее, на 15 метров.
Далее он организовал еще одну станцию на 2 скальных крючьях, выбрал веревку и спустился еще на 30 м. Во время этого спуска Виктор увидел следы камнепада и выяснил, что напарник успел снять нижний скальный крюк и ледобур, а закладку и второй ледобур вырвало при срыве.

Всё это продолжалось порядка 2 часов, после чего Виктор, очень уставший, выбрался обратно на купол и заночевал в районе вершины.

Утром, 23 июля, он обнаружил, что рация села, а мобильный не ловит сеть, и начал спуск в долину Адыр-су. Около 8 часов встретил поднимающуюся к вершине группу альпинистов альплагеря «Уллу-тау», и на связи 9:30 они сообщили о случившемся вниз. В 12:30 Ершов вышел на дорогу около «Джайлыка», где его уже поджидали спасатели.
24 июля в 13 часов вертолет с группой спасателей и В. Ершовым подлетел к Северной стене Тютю, где почти сразу среди камней и остатков свежей лавины было обнаружено тело Шиляева. В 16 часов погибшего доставили в ущелье Адыр-су.

По мнению Ершова, срыв Шиляева мог быть вызван сорвавшимися камнями, что привело к вырыву из снега ледового молотка и, далее, к разрушению всех промежуточных точек страховки.

http://caucatalog.narod.ru/base/cau_1907_dg.jpg
http://content.foto.mail.ru/mail/ex1999/760/i-1126.jpg

В питерской федерации мнения по расследованию данного НС разделились. Одни считали, что поскольку Ершов не является членом Федерации, то «нам нет до этого никакого дела, пусть этим занимаются органы следствия». Другие считали, что «мы не можем остаться в стороне, т.к. Шиляев всегда был членом ФАСЛ СПБ и ФАР».

В итоге, комиссия ФАСЛ СПб исследовала обстоятельства НС, и Виктор Ершов согласился на участие в разборе.
Комиссия исходила из того, что поскольку иных свидетельств, кроме свидетельств В. Ершова нет, «мы должны полностью верить этим свидетельствам и исходить из них».
Комиссия отметила, что:
- ни один из участников не имел права идти на данное восхождение руководителем,
- ни один из участников не обладал правом выпускающего на данную категорию сложности.

На вопрос членов комиссии, почему в условиях  имеющегося снаряжения и ненадежного рельефа для организации полноценной страховки Ершов не ушел за перегиб, где напарника можно было бы легко удержать собой, как противовесом, Виктор ответил, что веревки для такого маневра не хватало.

На вопрос, почему он не использовал в таком случае вспомогательную веревку, ответа не последовало.

Комиссия предложила: за допущенные нарушения, тактическую и техническую безграмотность дисквалифицировать Ершова Виктора Андреевича полностью.

Родственники Шиляева после общения с Виктором заявили в прокуратуре, расследующей обстоятельства гибели альпиниста, что никаких претензий к Ершову они не имеют. Дело было закрыто.

Сергей Шибаев

Материал написан по документальным источникам.

Использовано фото Д. Голубцова и М. Голубева с сайта caucatalog.narod.ru.
Маршрут Хергиани проходит по крайнему скальному ребру справа и выводит на самый правый скально-снежный "треугольник" в гребне.

Для сведения: информация о прохождении маршрута Хергиани командой Москвы и Краснодара в 2000 г. http://old.ullutau.ru/mounts/routes/tut … giany.html

Источник:
http://community.livejournal.com/alpini … tml#cutid1